Судебный процесс над Христом

Эта статья была напечатана в журнале “Огни Болгарии” в самый разгар нашей перестройки. Затем её перепечатала русскоязычная газета “Молодежь Эстонии”, пожелтевшая вырезка из которой, сложенная в несколько раз, до сих пор лежит у меня в Библии…

«Вот уже два тысячелетия говорят и пишут об этом самом знаменательном судебном процессе древности. Рождение, учение, проповеди, арест, суд, осуждение и смерть на кресте Иисуса Христа удостоверены с большой исторической точностью во всех подробностях. Известны письма римских легионеров, служивших в Древней Иудее, в которых описывается его жизнь. Римский прокуратор Понтий Пилат в докладе императору Тиберию подробно рассказывает о Христе, жена Пилата, Клавдия, в длинном письме своей подруге Фульфии подробно описывает судебный процесс. В 326 году император Константин воздвиг великолепную гробницу на месте обнаруженной тогда могилы Иисуса. Как сообщает историк Роберт де Кларк, плащаницу, в которую было обернуто тело Христа при погребении и которая хранится сейчас в Южной Франции, привез Отто де ля Рош, участвовавший в четвертом Крестовом походе и завоевании Константинополя. Для миллионов христиан четыре Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также деяния Апостолов – истинное откровение о слове Христа.

 

“Виновен – смерть”

Суд над Иисусом Христом начался с так называемого “малого синедриона” – пятичленного еврейского суда. Первосвященник Ана не нашел вины в его действиях и передал его в вышестоящую судебную инстанцию – “средний синедрион” из двадцати трех членов под председательством титулярного первосвященника Иосифа бен Кайяфы, зятя первосвященника Аны. Кайяфа спросил его: “Ты Христос, сын Божий?”, на что Иисус ответил: “Да, я…” Услышав такое богохульство, Кайяфа по тогдашнему еврейскому обычаю разорвал на себе одежды и сказал: “Он богохульствует. Зачем нам ещё свидетели? Вы услышали сейчас богохульство. Как быть?” А они ответили: заслуживает смерти… (Матф. 26, 66-67). По действовавшему тогда иудейскому законодательству, если кого-то обвиняли в тягчайшем преступлении – богохульстве, каравшемся смертью, приговор должен был вынести “высший синедрион”, состоявший из 71 члена. На суд в этой судебной инстанции первосвященники “привели” многочисленных “свидетелей”, подтвердивших обвинение в богохульстве. Высший синедрион подтвердил смертный приговор.

Как явствует из евангельского описания и из позднейших исследований, принадлежащих ученым-теологам и юристам, и во время следствия, и на суде был допущен ряд нарушений иудейского закона. Первое нарушение – взятие Христа “под стражу” в качестве предварительной меры задержания, не допускавшееся до предъявления обвинения. Иисуса подвергли допросу до вызова свидетелей обвинения, что тоже было существенным нарушением закона. Судопроизводство и допрос обвиняемого ночью безусловно запрещены правом. Кроме того, в канун субботы или в канун праздника не разрешалось начинать судопроизводство, так как приговор, если он был смертным, приводился в исполнение на следующий день, а в праздник нельзя было этого делать. Христа взяли под стражу в четверг, в канун важного иудейского праздника – Пасхи, и сразу же устроили ночной допрос.

На первом судопроизводстве (иудейском) его обвинили в надменном присвоении себе сверхчеловеческой силы. Судили его за богохульство – преступление, равное государственной измене и, как самое тяжкое преступление, входившее в компетенцию римского судопроизводства. Обвинение в богохульстве не было доказано. Прежде всего, опрошенные свидетели, приведенные старейшинами и первосвященниками, давали противоречивые показания, что служило достаточным поводом уничтожить силу доказательства. Известен тогдашний судебный принцип, гласящий, что обвинение можно считать доказанным, если не менее двух свидетелей дадут совершенно идентичные показания. Таких свидетелей не нашли. Члены синедриона удовлетворились “признанием” Иисуса, положительно ответившего на вопрос: он ли есть Христос, сын Божий. Но это не настоящее признание в преступлении.

О защите Иисуса мало что можно сказать. Ему не дали возможности представить свидетелей в свою защиту. Многие его ученики и последователи, испугавшись разъяренной толпы, разбежались. Но сам обвиняемый попросил о формальной и материальной защите, сказав: “Зачем спрашиваешь меня? Спроси тех, кто слышал, что я говорил”.

Этими неправильными процессуальными действиями завершились первое следствие и первый суд над Христом. Обвинение было “доказано”, приговор вынесен. “Виновен – смерть” – сказали все члены синедриона.

 

Пилат умывает руки

Почему иудеи попросили своего правителя – Понтия Пилата, представителя могучего Рима, подтвердить смертный приговор? Имели ли они право вынести такой приговор и привести его в исполнение? Чтобы ответить на это, нужно знать, какой властью обладал римский прокуратор. Иудеи были порабощенным народом, находились под владычеством Рима и не имели права выносить смертные приговоры, а тем более приводить их в исполнение. “А Пилат им сказал: возьмите его и судите по вашему закону. Иудеи сказали: нам не дозволено умерщвлять”. (Ио. 18, 31). Другими словами, смертный приговор, вынесенный Христу синедрионом, фактически был “церковным (духовным) приговором”, и для того, чтобы привести его в исполнение, нужен был эффективный приговор, вынесенный государственной римской властью. Поэтому Христа отвели к Пилату, как римскому наместнику Иудеи и прокуратору.

Римское судопроизводство началось на следующий день, в пятницу утром, когда арестованный Иисус в сопровождении той же разъяренной толпы, был доставлен связанным на суд Пилата. Тело его было обнажено и окровавлено. Если бы не римские солдаты, толпа разорвала бы его на части.

Но когда Пилат спросил: “В чем вы обвиняете этого человека?”, первосвященники и фарисеи смешались – они надеялись, что он подтвердит их приговор, не проводя нового следствия. Видимо, Иисус произвел на Пилата выгодное впечатление своим смиренным видом. Услышав обвинение в богохульстве, Пилат сначала объявил Иисуса невиновным: “Я не нахожу никакой вины у этого человека” (Лук. 23,24). Эти слова ещё больше разъярили толпу, подстрекаемую первосвященниками, она стала кричать: “Требуем смерти”, “Он говорит, что разрушит наш храм”. Понимая колебания Пилата, первосвященники предъявили Иисусу новое обвинение на римском суде: он бунтует народ, запрещает платить дань кесарю (императору), претендует на то, что он какой-то царь. После этих новых обвинений, являвшихся оскорблением римского императора и считавшимся тогда самым тяжким преступлением, Пилат был вынужден начать второе следствие против Христа, чтобы установить его вину. Опросив свидетелей, Пилат спросил Иисуса: “Считаешь ли ты себя царем иудеев?” (Ио. 18, 36), на что тот ответил: “Моё царствие не от мира сего…” (Ио. 18, 36), а затем: “Отдайте кесарю кесарево, божие Богу…” Тогда Пилат второй раз сказал священникам и фарисеям: “Не нахожу в Нем никакой вины” (Ио. 19, 4), но услышав крики “Смерть!”, “Распни его!”, сделал новую попытку освободиться от Христа, спросив: “Ты откуда?” А узнав, что из Галилеи, решил передать его Ироду Антипе, сыну Ирода Великого, который находился тогда в Иерусалиме по случаю праздника Пасхи. Согласно преданию, отраженному в некоторых религиозных источниках, Ирод тоже не установил вины Иисуса и опять передал его Пилату, чтобы тот судил его как проповедника в провинции Иудеи.

При втором явлении Иисуса на суд Пилата, первосвященники, видя колебания римского прокуратора, пустили в ход последнее оружие, сказав ему: “Если отпустишь Его, ты не друг кесаря. Всякий, кто объявляет себя царем, противник кесаря” (Ио. 19, 12). Пилат понял, в чем цель иудеев. Чтобы добиться своего, они были готовы сообщить римскому императору, что наместник Иудеи покровительствует бунтовщикам и врагам императора, а это означало, что Пилата могли обвинить в одном из тягчайших преступлений – государственной измене. Этого было достаточно, чтобы и без того нерешительный и слабохарактерный римский наместник испугался и принял требование о вынесении смертного приговора: “Я неповинен в крови этого праведника”. И весь народ сказал: “Пусть кровь его лежит на нас и наших детях”. (Матф. 27, 24-25). И тогда Пилат произнес свой приговор: да будет распят на кресте!

 

Распятие на кресте

Иудейский закон не знал этого самого тяжкого вида смертной казни. Заимствованная из персидского закона, она была особенно мучительна. При этой казни артериальное давление понижается вдвое, пульс вдвое ускоряется, тогда как сердце получает очень мало крови. Распятый теряет сознание и наступает медленная, мучительная смерть. Страдания Христа на кресте продолжались долго, смерть наступила через шесть часов.

Приговор привели в исполнение на Голгофе, что означает лобное место. Иисус сам нес туда крест, на котором его распяли. Над ним издевались и здесь: “Если ты сын Божий, сойди с креста”, “Если ты царь Израилев, других спаси, себя тебе не спасти”. По приказу Пилата на кресте сделали надпись: “Иисус назарянин, иудейский царь” на трех языках – латинском, греческом и еврейском, чтобы её могли прочесть все. Первосвященники были недовольны и попросили Пилата заменить её надписью “самозванный иудейский царь”, но он ответил: “Что написал, то и написал” (Ио. 19, 32). Известно, что произошло в дальнейшем. Казнь Иисуса Христа привела к широкому распространению христианского учения.

Но и при втором рассмотрении дела в римском суде был допущен ряд нарушений судопроизводства. Прежде всего, Пилат под давлением толпы и первосвященников был вынужден вынести смертный приговор, хотя и был убежден в невиновности Иисуса. Тем самым он нарушил основное римское правило из двенадцати римских законодательных таблиц – не прислушиваться к толпе, когда выносишь приговор. Другое существенное нарушение заключается в том, что он позволил относиться к Христу, как к преступнику до того, как тот был признан виновным. Обвинение в измене и предательстве ничем доказано не было – никто не утверждал, что смиренный религиозный проповедник мог вызвать бунты против императора в далекой провинции Иудее. Известно, что процесс над Иисусом Христом начался вечером в четверг, а смертный приговор (распятие на кресте) был приведен в исполнение в пятницу вечером. Невозможно поверить, что и иудейские инстанции и римский суд смогли за двадцать четыре часа нормально провести процесс с тяжкими и сложными обвинениями в богохульстве, измене и предательстве.

В известном докладе Пилата римскому императору Тиберию имеется много ненужных подробностей о суде, но нет самого главного – текста приговора. Поиски приговора были долгими и лишь в 1509 году его случайно нашли в итальянском городе Амкула написанным на еврейском языке. Впервые он был опубликован в Константинополе в 1851 году. На болгарском языке издан в городе Русе. Вот часть его текста:

“Я, Понтий Пилат, наместник Римской империи, осуждаю и подтверждаю казнь на кресте именуемого в народе Иисуса Христа Назарянина, восставшего против закона Моисеева и против светлейшего римского императора Тиберия Цезаря, приказываю и решаю казнить его, распяв на кресте… за то, что он не перестал поднимать в Иудее бунт и смуту, выдавать себя за царя Иерусалима, отказываться платить дань кесарю…  Иерусалим, 4147 год от сотворения”.

Лет шестьдесят назад именитые евреи предложили провести новый суд, который пересмотрел бы дело Христа и вновь обсудил обвинения в его адрес. Такой суд состоялся в Иерусалиме. Председателем суда был доктор Вельдайзен, обвинителем – доктор Бландайслер, а защитником – адвокат Райкевек, все известные юристы. Уже в четыре часа утра зал суда был переполнен, потребовалось вмешательство полиции. Присутствовало много ученых и юристов всех стран. В результате длившихся несколько дней заседаний, суд в составе пяти человек вынес Иисусу Христу новый приговор. Четырьмя голосами “за” (один “против”) Иисус Христос был оправдан по всем обвинениям».

Судебный процесс над Христом: Один комментарий

  1. Еврейские первосвященники и фарисеи вкупе с римскими язычниками пусть с нарушениями, но провели судебный процесс, осудив еретика и диссидента (коим Христос и являлся по отношению к ним). Христианская же церковь с таковыми расправлялась без суда и следствия. Привет Святой инквизиции, гонениям на старообрядцев и прочих неугодных. А политические убийства — это уже как бы в порядке вещей. Вот так и живем-с.

    Нравится 2 людей

Оставьте комментарий